Психология в реальной жизни

Что такое индивидуация?

Когда мы говорим об индивидуации, как о  процессе становления неповторимой личности, и развития человеческой индивидуальности, мы можем предполагать, что этот процесс является сознательным, волевым усилием, выбором отдельного человека.  Это не так.

   Автор концепции индивидуации,  К.Г. Юнг  считает, что индивидуация — это естественный, инстинктивный  процесс, который начинается с момента рождения  и разворачивается в течение всей жизни, он помогает человеку стать тем, кем он должен быть.  Это свойство каждого человека, его человеческая потребность. Этот глубинный процесс  имеет свою последовательность и форму, которая отражает содержание и направление процесса развития личности. 

   Начало процесса индивидуации хорошо отражено в  мифах  и сказках, которые всегда   начинаются с сообщения о  том, что кто-то заболел, состарился, или произошло событие, которое вывело из равновесия или  и привычного состояния героя произведения.  Например, как только человек находит бутылку  с запиской, с планом места нахождения  сокровища, он   вовлекается в водоворот событий, или оказывается в сложной  жизненной ситуации, которая  требует от него принять решение, сделать выбор, или что-то преодолеть, и эта  ситуация на всегда изменяет его жизнь.

    Оказавшись в затруднительной, новой ситуации, человек начинает субъективно её переживать, и, зачастую,  не сразу поймёт, что оказался втянутым в какой-то процесс. Он начинает задумываться над произошедшим, искать причину, источник своих страданий, хочет понять смыл ситуации. Прежние варианты разрешения проблем не помогают,  ему не хватает новых знаний и нового опыта. Человек  начинает  искать новые источники информации, встречаться с новыми людьми, обращаться к нетрадиционным,  иррациональным  способам выхода из трудного положения.  Обычно, он  сильно раздражается в связи с тем, что нарушено его спокойствие, равновесие, он выбит из «своей колеи» и вынужден перестраиваться, пересматривать свои ценности, адаптироваться к новым реалиям.  Поиск «виноватого», часто  отражает бессознательное убеждение человека в том, что кто-то активно вмешивается в его жизнь, как будто ведёт в какую-то другую сторону, и заставляет  делать определённый выбор.

   Сомнение в правильности своих поступков, стремление понять суть произошедшего, возникшая потребность переосмыслить жизненную ситуацию, пересмотреть своё отношения к людям, означает  разворачивание процесса развития  самосознания,  процесса индивидуации. Человек начинает использовать все свои способности и  таланты  с целью разрешения ситуации, выживания и развития.  

     Если человек  принимает реальность, как есть, и перестаёт искать «крайнего» в произошедшем,  то со временем, он  находит выход из ситуации, принимает какое-то решение, и приобретает новый опыт, знание и новый взгляд на жизнь. Как следствие, освобождается от ненужных ограничений, которые сковывали его свободный выбор,  расширяет свои возможности, раскрывает свои таланты, находит для себя новые, жизненные смыслы и  чувствует себя увереннее.

    Если  же, человек  сопротивляется изменению, отказывается подвергнуть пересмотру  свой набор устаревших идей и правил, выработанных когда-то под влиянием социального окружения и жизненных ситуаций, отказывается изменить свои взгляды на жизнь и нести ответственность за произошедшее, то его жизнь продолжает усложняться. Кризисы в отношениях с родными и близким, проблемы со здоровьем, будут сохраняться до тех пор, пока человек  не прислушается к внутреннему голосу, к самому себя, и не возьмет на себя ответственность за свою жизнь.

Тему   глубокого, духовного изменения человека в возрасте 40 лет,  очень хорошо описал  Ф.М.Достоевский в своём произведении «Записки из подполья». В нём автор очень хорошо показывает начало процесса индивидуации, когда его герой вдруг осознаёт,  что в свои сорок лет ни чего не достиг, не сумел «сделаться:  ни  злым,  ни добрым, ни подлецом,  ни честным, ни героем, ни насекомым» и ему надоело его «подполье». Он понимает,  что всё уже предопределено, и  бесполезно сопротивляться быстро развивающимся событиям. «К черту подполье! Он жаждет чего-то другого, того, что никак не может найти». 

    М. Стайн в своей работе «Принцип индивидуации» подчёркивает, что человек не выбирает себе свой путь индивидуации, этот процесс запускается в определённый период  жизни  и складывается под влиянием  обстоятельств, которые включают в себя генетическое и культурное наследие этого человека.  

    Индивидуация – это инстинкт, который  побуждает человека постоянно развиваться, разрешать трудности и проблемы, это наша человеческая природа, которую  не волнуют наши фантазии о всезнайстве и всемогуществе потому, что  человек обязан состояться, как существо моральное и духовное.  И здесь у нас нет выбора, как нет выбора у любого животного или растения быть или не быть самим собой.

   Успех этого предприятия, по мнению  К.Г Юнг, зависти от глубинной связи человека  с собственным внутренним центром развития, из которого исходит  регулирующее действие, то есть с самим собой. Важно увидеть начало этого процесса,  и понять его человеческий смысл.

Рекомендованная литература.

1.     Достоевский. Ф. М.  Записки из подполья

2.     Стайин  М. «Принцип индивидуации».

 

3.     Юнг. К.Г. Исследование процесса индивидуации».

Женская индивидуация в интерпретации Ф. Достоевского.

  Произведения Фёдора Достоевского всегда наполнены искренними переживаниями и глубокими,  противоречивыми чувствами. В рассказе  «Неточка Незванова»  автор  тонко описывает   страдания маленькой девочки в  момент открытия самой себя и показывает нам,  в каких муках  рождается женская душа.  

   Произведение написано от лица героини и  начинается  с момента пробуждения её сознания,  ребёнок этот момент воспринимает, как катастрофу.  С  9 лет в  душе Неточки  пробуждаются противоречивые и сильные чувства, и, с этого момента,  её память стала чётко фиксировать всё происходящее с ней.

  Достоевский описывает отца девочки, как  самоуверенного, заносчивого человека, который с презрением относился к окружающим людям. Ему постоянно кажется, что «они только и ждут, что бы он ошибся» для того, что бы указать ему, «что у него дурно», да и сам он был способен оскорбить другого человека. Мама Неточки, когда-то  была энтузиасткой и мечтательницей, она увидела в нём  гения, и поверила  заносчивым словам своего избранника о блестящем будущем. Её богатое  воображение ей льстило, она представляла себя «руководительницей гениального человека, и мечтала о славной участи», и поэтому вышла за него замуж. В первый же месяц совместной жизни, её мечты и надежды исчезли, и перед ней открылась жалкая действительность.

    Как только закончились её деньги, муж сложил руки  и объявил всем, что «женитьба сгубила его талант, что  ему нельзя  работать в душной комнате глаз на глаз с голодным семейством, что тут не пойдут на ум песни да музыка и что, наконец, видно, ему на роду написано было такое несчастие» (1). Женщина  не вынесла  враждебной действительности, сделалась вспыльчивой, желчной, она, поминутно ссорилась с мужем, который «находил какое-то наслаждение её мучить». Со временем, она  «сделалась вечно больною,  страждущей, и жила в беспрерывных терзаниях».

   Пробуждение Неточки произошло после того, как её сбила лошадь и она  пролежала три месяца больной в пастели. Однажды она проснулась от ночного сновидения в страхе, и  с этой минуты она начала себя постоянно сознавать. Неточка   очнулась  от глубокого сна и увидела себя в «большой комнате с низким потолком, душной и нечистой». Всё для неё прояснилось и стало понятным. С этого момента девочка стала быстро развиваться, для неё стали доступными не детские впечатления. Достоевский пишет, что теперь  Неточка  стала помнить всё непрерывно, а её душа стала переживать происходящее отдельно.  Грустное переживание росло с каждым днём, и набросило «темный колорит на всё детство». Так стремительно реальность вторглась в  душу ребёнка, разбудив её от младенческой спячки.

      Неточки стало казаться, что матушка напрасно сердится на отца, а он ни в чём не виноват; ей хотелось просить за него прощения; вынести любое за него  наказание. Однажды отец  посадил Неточку на колени, крепко, сладко прижал и поцеловал её. Девочка испытала сладкое чувство, и прижалась к его груди, это была первая родительская ласка, которую навсегда запечатлела детская душа. Её поразила идея о том, что он много выносит горя от матушки, и она подумал, что заслужила милость отца потому, что заступилась за него. Эта мысль надолго  поселилась в душе ребёнка, и с каждым днем всё более и более возмущала Неточку. К отцу появилась безграничная, совсем не детская любовь. Достоевский описывает эту любовь, как  сострадательное, материнское чувство, потому, что ребёнок видел отца жалким, затравленным, страдальцем, которого «нельзя было не любить, не утешать и не ласкаться к нему», такая любовь казалась ей естественной.

    Сознание Неточки стало наполняться не только внешним впечатлениями, она начала думать, рассуждать, наблюдать. Это происходило неестественно рано, её воображение  переделывало  всего по-своему. Постепенно Неточка  очутилась в каком-то особенном мире, где всё  стало походить на волшебную сказку, которую она приняла  за чистую истину. Рождались странные понятия, отражавшие её впечатление о жизни в семье, где родители перестали быть похожими на  самих себя.  Какая-то сила заставила девятилетнего ребенка, прилежно осматриваться и вслушиваться в каждое слово окружающих её людей. Девочка вдруг  поняла, что в её семейном углу поселилось  какое-то «вечное, нестерпимое горе». Она ломала голову,  стараясь угадать, почему это так. Вскоре она стала обвинять в этом матушку, которая в её воображении  стала «злодейкой  для отца», что вызывало  сильную ненависть к ней. Позже, уже повзрослев, эта  мысль продолжала её  глубоко и горько терзает.  Читая рассказ Достоевского, мы видим, как  причудлива детская фантазия, как она помогает ребёнку справиться с не детскими переживаниями,  с первой своей влюблённостью.

    Неточке часто снился   «дом с красными занавесами», который находился напротив их жилища. Сидя на подоконнике, пытаясь заглянуть в окна этого дома, Неточка мечтала о том, что придет время, когда  отец  будет богатым барином,  и они не будут жить  в нищете. Он «воскреснет  тогда, когда умрёт матушка». Неточка давно  свыклась с  желаниями своего отца и, когда  матушка  её ругала,  «ей приходило на ум, что она ругает её за то, что та думает об отце», и матушке это было  неприятно,  девочка думала, что она «хочет помешать их счастью».   Когда же матушка хотела её приласкать,  называя её ласково Неточкой, уменьшительное слово от Анны, Аннеты,  слёзы рвались из груди  девочки, но она упорствовала, крепилась и  не высказывала ей своих чувств. 

    Противоречивые переживания разрывали душу ребёнка, отныне она  жила сознательной жизнью, мучась неведомыми, неясными стремлениями, которые зарождались в ней постоянно.   Неточка была убеждена в том, что «её испортила любовь к отцу». Описывая чувственные метания девочки, Достоевский  раскрывает перед нами  процесс пробуждения нашего самосознания,  читая рассказ,  присоединяясь к страданиям ребёнка,  мы начинаем осознавать всю болезненность  процесс развития. 

    Отец начал обучать Неточку чтению, девочка сильно старалась угодить отцу, поэтому быстро освоила азбуку, это были самые счастливые её дни, они часто  целыми часами могли  разговаривать друг с другом.  Однажды она добилась того, что бы отец засмеялся, и с трепетным сердцем обняла его, в это момент она была счастлива. Неточка  стала спрашивать отца о том,  куда они с ним пойдут, где будут  жить и «скоро ли пойдут в это дом с красными завесами». Девочка поделилась с отцом  сокровенной мыслью о том, что  они будут с отцом богатыми и счастливыми, когда умрёт матушка. Девочка искренне верила в то, что всё это отец ей обещал сам. Она не поняла причину возникшей вспышки его гнева, ей и в голову не приходило, что она повторила его  слова, «сказанные жене в глубокой тоске и гневе». Гнев отца пробудил в душе девочки чувство вины, и она поняла, что  сильно обидела матушку. Неточки стало  страшно, «ужас и сомнения закрались в её душу». В её душе поселилась совесть, которая стала болезненно терзать её.

   Когда отцу нужны были деньги, он манипулировал  чувствами дочери, и уговаривал её отдать ему деньги жены. Девочка не выдерживала напора обвинений, отдавала деньги, а потом сильно мучилась страхом перед матушкой.  Реальность  разрывала  душу ребёнка на части. Матушка  замечала её «чувствительность, доходившую до болезненной раздражительности», и своим «горькими упрёками в не любви к себе», старалась заставить её, быть осторожнее.

    Счастье оборвалось неожиданно, отец в порыве гнева задушил свою жену. Неточка не сразу поняла, что произошло, и когда они с отцом убегали из дома, она подумала, что «наконец-то свершилось всё, о чём она мечтала», они с папой ушли из бедного жилища,  но пугающая мысль о матушке не покидала её. «Почему мы оставили её одну, покинули её тело, как ненужную вещь?»  

   Неточка  не выдержала эмоционального напряжения, и  лишился чувств. Очнулась она в тёплой и мягкой постели, и увидела возле себя приветливые, ласковые лица, которые с радостью встретили её пробуждение. Она пробудилась для новой жизни.  Оказалось, что она упала у ворот  «дома с красным завесами», отец  бросил её, и хозяин этого дома принял её в свою семью. Позже отца задержали в припадке иступлённого помешательства, свезли в больницу, где он умер через два дня.

     Отец Неточки умер, когда исчезла последняя его надежда, «когда в одно мгновение вошло в него ясное сознание всего того, чем обманывал он себя и поддерживал всю свою жизнь». «Истина ослепила его своим нестерпимым блеском, и что было ложь, стало ложью и для него самого».  Она «ударила в него вдруг неизбежно, как молния. Свершилось вдруг то, что он ожидал всю жизнь с замиранием и трепетом». Человек  хотел избежать суда над собой, но бежать оказалось  некуда: «последняя надежда исчезла, последняя отговорка отпала». Истина была для отца не выносима, прозревши в первый раз, «она ослепила и сожгла его разум».

   Мужчина был ослеплён верой в то, что со смертью жены он воскреснет и  станет свободным.  «В последний раз, в судорожном отчаянии, хотел он судить себя сам, осудить неумолимо и строго, как беспристрастный, бескорыстный  судья; но ослабевший смычок его мог только слабо повторить последнюю музыкальную фразу гения…»  Безумие, сторожившее его, неизбежно поразило.  Настолько тонко и глубоко описаны Достоевским переживания человека в момент прозрения, что ты начинаешь  осознавать всё глубину этого страдания.

     Неточка стала жить в «доме с красными завесами». Всё ей казалось в этом доме странным и чудным, её пугали длинные залы, она думала, что  всё делает невпопад, а по ночам ей снился её чердак,  и она сильно тосковала по нему. Когда она  в первый раз увидела себя в большом зеркале в красивом платье, то остановилась, как вкопанная, это было настолько неожиданно и чудно. Неточки казалось, что её берегут для того, что бы потом с ней, что-то сделать. Однажды проснувшись, после болезни, она увидела над собой склонившееся прекрасное лицо ребёнка, девочки тех же лет. Неточка  естественно потянул к ней,  и её душа наполнилась сладким предчувствием начала  новой жизни. Она  принесла девочке и новые страдания, и любовь, и излечение её растерзанной души.

    Рассказ Фёдора Достоевского  «Неточка Незванова» раскрывает перед нами не просто историю маленькой девочки, в нём автор последовательно ведёт нас по лабиринтам детской души, тонко описывая переживания, отражающие процесс   формирования женской идентичности. Погружаясь в рассказ, сопереживая героям, ты в какой-то момент начинаешь понимать, что это всё и про тебя.       Н.К

Использованная литература.

1.     Фёдор Достоевский Неточка Незванова

Запись опубликована в рубрике фотоотчеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.